Губернатором Краснодарского края поставлена задача о реализации на территории края инициативного бюджетирования. Планомерная работа правительства РФ, Минфина России по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации: экспертное сообщество, депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей. Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа страны.
В Краснодарском крае при проведении оценки качества управления муниципальными финансами оценивается наличие на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований информации о местном бюджете в доступной и понятной для граждан форме по проекту местного бюджета и годовому отчету об исполнении местного бюджета. Министерством финансов края проводятся конкурсы проектов по формированию бюджета для граждан.
Открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.
Желание обустроить общественное пространство велико, но населению сложно самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращено инициативное бюджетирование, которое основано на решении вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Инициативное бюджетирование постепенно становится элементом повышения эффективности общественных финансов.
Повышение гражданской активности и грамотности – само по себе сложная задача, которая требует преодоления социальных, организационных и бюрократических затруднений. Во многих регионах уже внедрили практику инициативного бюджетирования, и по итогам наблюдаются успехи. Средства, выделяемые из регионального бюджета, софинансируются из местных бюджетов, со стороны населения и местного бизнеса.
Что дает власти поддержка данных проектов?
1. С помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.
2. Инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.
3. Обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохранностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.
Что получают граждане, участвуя в данных проектах?
1. Возможность решать насущные проблемы.
2. Значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.
3. Возможность получать достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.
Какие результаты ожидаются?
-
Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
-
Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
-
Эффективность бюджетных решений:
- проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.
- методика инициативного бюджетирования — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.
Портал инициативного бюджетирования: http://budget4me.ru/
База практик гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан
Скачать документы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОЕКТ) О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (просмотр в браузере)
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА БЮДЖЕТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ А.А. БЕЛЕНЧУК "Законодательное регулирование практик инициативного бюджетирования" (просмотр в браузере)
- 50 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие / В. В. Вагин, К. В. Поминова, и соавт. — Москва: Филинъ, 2018 (просмотр в браузере)
04.02.2022 - Благоустройство кладбища:
- Визитная карточка проекта местных инициатив (проекта) «Благоустройство кладбища в х.Галицын»
- Проект на участие в конкурсном отборе проектов местных инициатив от Кировского сельского поселения Славянского района
- Постановление № 5 Об определении части территории для реализации инициативного проекта «Благоустройство кладбища в х.Галицын» на территории Кировского сельского поселения Славянского района
- Постановление № 6 О создании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора инициативных проектов на территории Кировского сельского поселения Славянского района
- Постановление № 7 Об утверждении итогов проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования в Кировском сельском поселении Славянского района
- ПРОТОКОЛ от 15 октября 2021 года об итогах сбора подписей граждан в поддержку инициативного проекта благоустройство кладбища в х. Галицын
- ПРОТОКОЛ собрания жителей (инициативной группы)
- ЛОКАЛЬНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ (СМЕТА) № 1
- Проект на благоустройство кладбища
- Благоустройство кладбища