Понедельник, 20.01.2025, 22:03 Главная | Регистрация | Вход |
Приветствую Вас Гость! |
Сетевое издание Администрации Кировского сельского поселения |
Новости поселения - Культура и искусство |
17:13 История одного музейного экспоната - ЧЕМОДАН | |
Сегодня чемодан — привычная вещь для каждого путешественника. Однако, всего два века назад, никаких чемоданов не было. Тогда люди перевозили свой багаж в сундуках, мешках и корзинах, что было не очень удобно — сундуки были слишком громоздкими, а в мешке невозможно было перевозить хрупкие и дорогие вещи без опасности их повредить. Нужно сказать, что в то время путешествия совершались в повозках и каретах, но когда более популярным транспортом стали автомобили и поезда, возникла потребность в более компактных и удобных ёмкостях для багажа. Колесиков у чемоданов тогда, конечно, не было, поэтому женщинам носить такой чемодан было затруднительно. Для них изготавливали ручные женские чемоданчики, так называемые туалетные (балетные) коробки. Чемоданы были разные: из кожи или кожзаменителя, фибровые и картонные, оклеенные с наружной стороны кожей, её заменителями или тканью. Могли быть жесткими и мягкими, складными и нет. Слово чемодан произошло от тюркского слова “шабадан” – узкая сумка, прямоугольной формы, которую удобно было приторачивать к седлу во время кочевых переходов тюркских племен. Такие сумки шили из прочной ткани, они заменяли сундуки, которые занимали слишком много места в караване. Следующей после сундука ступенью эволюции чемодана стал саквояж с металлической ручкой и застежкой. Поначалу их шили из ковровых тканей, затем из кожи — и саквояж сразу облюбовали врачи, адвокаты. Такая багажная сумка из дорогой кожи и сегодня гармонично дополняет образ респектабельного путешественника. В прежние времена человек редко путешествовал с небольшим багажом. Даже когда в 17-18 веках дороги стали относительно безопасны, а люди более мобильны, дальние разъезды мог себе позволить лишь тот, кому по карману была собственная карета, а то лучше и целый поезд карет. Еще не существовало концепции походных, компактных вещей, с места снимался практически весь дом. Таким путешественником являлся, например, Иоганн фон Гете. Он разъезжал по Европе аж с тремя книжными шкафами. Разумеется, у всякого «туриста» на задней площадке его кареты, навьюченные друг на друга, ехали многочисленные сундуки и короба. Для путешествий на дальние расстояния обеспеченные люди использовали автомобили, пароходы и поезда. Короткие расстояния преодолевались на каретах и экипажах, а багаж перевозили в каретных чемоданах — компактных, удобных в погрузке-разгрузке. Конечно, привилегия стать владельцем таких чемоданов была доступна богатым людям, но любая барышня мечтала о таком дорожном аксессуаре. В списке покупателей Луи Виттона было много известных личностей. Как известно, лень двигатель прогресса. Человечество всегда стремилось облегчить себе повседневный быт, благодаря этому стремлению мы пользуемся сейчас многими благами цивилизации, одним из которых и является чемодан, без которого невозможно себе представить ни одно современное путешествие. Знаменитый русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев был известен не только как выдающийся химик, но еще и как изготовитель чемоданов. Этому занятию он посвятил всю свою жизнь, и даже после того как ослеп, он продолжал делать свои чемоданы на ощупь. В дореволюционной России очень ценились такие чемоданы, а люди стремились их покупать только “у чемоданных дел мастера” Менделеева. Менделеев придумал особый уникальный клей, который делал дорожные аксессуары особенно крепкими. Чемоданы разделили со своими хозяевами все ужасы XX века. В нескольких музеях при бывших нацистских концлагерях высятся целые стены из тысяч чемоданов, взятых европейскими евреями в свое последнее путешествие. Осколком другого катаклизма был для Набокова «материнский несессер из свиной кожи с монограммой, который мать брала еще в свадебное путешествие и который через полвека вожу с собой: то, что из прежних вещей уцелели только дорожные, и логично и символично». Даже немножко жаль, что повальное наступление спортивной моды привело к тому, что аморфная и безразмерная сумка потеснила старый добрый чемодан. Это весьма точный символ исчезновения из нашей жизни прочного каркаса.
Заведующая музейным отделом «Истоки» МКУК ДК «Кировский» М.В. Каракьян | |
Категория: Культура и искусство | Просмотров: 71 | Добавил: kolesnik39 |