Среда, 05.02.2025, 11:46
   Главная | Регистрация | Вход
  Приветствую Вас Гость!   

Меню сайта

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Обращения граждан

Фотографии

Мы на Яндекс.Картах

Важные ссылки

Новости района

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Обращение к власти

Форма входа

Объявления

Новые постановления

Материалы сессий

Поиск

Полезные ссылки

Хостинг от uCoz

Новости поселения - Культура и искусство

Главная » 2024 » Декабрь » 27 » История одного музейного экспоната - ЧЕМОДАН
17:13
История одного музейного экспоната - ЧЕМОДАН

Сегодня чемодан — привычная вещь для каждого путешественника. Однако, всего два века назад, никаких чемоданов не было. Тогда люди перевозили свой багаж в сундуках, мешках и корзинах, что было не очень удобно — сундуки были слишком громоздкими, а в мешке невозможно было перевозить хрупкие и дорогие вещи без опасности их повредить. Нужно сказать, что в то время путешествия совершались в повозках и каретах, но когда более популярным транспортом стали автомобили и поезда, возникла потребность в более компактных и удобных ёмкостях для багажа.
Чемодан в том виде, в котором мы его знаем, появился в середине XIX века. Заслуга его изобретения принадлежит французскому мастеру Луи Витону, который в 1835 году  четырнадцатилетним подростком поступил в мастерскую по изготовлению дорожных сундуков и шляпных коробок. Благодаря французскому мастеру XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов. Новшество путешественникам понравилось, и на рынке появились подделки под продукцию Луи Виттон. Поэтому изобретатель запатентовал свои фирменные расцветки, по которым чемоданы дизайнера узнавали во всем мире. который заменил сводчатую крышу дорожного сундука на более удобную — плоскую, обил её водонепроницаемым холстом и добавил специальные отделения для вееров, перчаток и других аксессуаров. Теперь одежда в чемодане не мялась и не теряла своего вида, а хрупкие предметы были надежно защищены.
Во времена СССР чемоданы выглядели не так, как сейчас. Застежки отличались от современных. Обычно их роль выполняли защелки, расположенные сверху, а в дополнение к ним поперек корпуса могли быть прикреплены ремни с застежками. Внутри чемодан был оклеен либо бумагой специальных сортов, либо преимущественно гладкоокрашенной шелковой или хлопчатобумажной тканью. В больших чемоданах имелись внутренние затяжные ремни из тесьмы или кожи, иногда вкладные лотки, обтянутые тканью, или перегородки и отделения.

Колесиков у чемоданов тогда, конечно, не было, поэтому женщинам носить такой чемодан было затруднительно. Для них изготавливали ручные женские чемоданчики, так называемые туалетные (балетные) коробки. Чемоданы были разные: из кожи или кожзаменителя, фибровые и картонные, оклеенные с наружной стороны кожей, её заменителями или тканью. Могли быть жесткими и мягкими, складными и нет.
Очень популярными в 1940–1960-х годах были изделия из фибры (прочный прессованный картон, изготавливаемый по особой технологии). Эти чемоданы часто снабжались металлическими уголками для большей прочности.

Слово чемодан произошло от тюркского слова “шабадан” – узкая сумка, прямоугольной формы, которую удобно было приторачивать к седлу во время кочевых переходов тюркских племен. Такие сумки шили из прочной ткани, они заменяли сундуки, которые занимали слишком много места в караване. Следующей после сундука ступенью эволюции чемодана стал саквояж с металлической ручкой и застежкой. Поначалу их шили из ковровых тканей, затем из кожи — и саквояж сразу облюбовали врачи, адвокаты. Такая багажная сумка из дорогой кожи и сегодня гармонично дополняет образ респектабельного путешественника.

   В прежние времена человек редко путешествовал с небольшим багажом. Даже когда в 17-18 веках дороги стали относительно безопасны, а люди более мобильны, дальние разъезды мог себе позволить лишь тот, кому по карману была собственная карета, а то лучше и целый поезд карет. Еще не существовало концепции походных, компактных вещей, с места снимался практически весь дом. Таким путешественником являлся, например, Иоганн фон Гете. Он разъезжал по Европе аж с тремя книжными шкафами. Разумеется, у всякого «туриста» на задней площадке его кареты, навьюченные друг на друга, ехали многочисленные сундуки и короба.

Для путешествий на дальние расстояния обеспеченные люди использовали автомобили, пароходы и поезда. Короткие расстояния преодолевались на каретах и экипажах, а багаж перевозили в каретных чемоданах — компактных, удобных в погрузке-разгрузке.
    Постепенно чемодан принял тот вид, который имеет сейчас, но на этом процесс его эволюции не закончился. Существует множество видов багажных принадлежностей разного назначения — для одежды, аппаратуры, детских вещей, с кодовыми замками, сверхлегких из инновационного пластика.

Конечно, привилегия стать владельцем таких чемоданов была доступна богатым людям, но любая барышня мечтала о таком дорожном аксессуаре. В списке покупателей Луи Виттона было много известных личностей.

    Как известно, лень двигатель прогресса. Человечество всегда стремилось облегчить себе повседневный быт, благодаря этому стремлению мы пользуемся сейчас многими благами цивилизации, одним из которых и является чемодан, без которого невозможно себе представить ни одно современное путешествие.

Знаменитый русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев был известен не только как выдающийся химик, но еще и как изготовитель чемоданов. Этому занятию он посвятил всю свою жизнь, и даже после того как ослеп, он продолжал делать свои чемоданы на ощупь. В дореволюционной России очень ценились такие чемоданы, а люди стремились их покупать только “у чемоданных дел мастера” Менделеева. Менделеев придумал особый уникальный клей, который делал дорожные аксессуары особенно крепкими.

     Чемоданы разделили со своими хозяевами все ужасы XX века. В нескольких музеях при бывших нацистских концлагерях высятся целые стены из тысяч чемоданов, взятых европейскими евреями в свое последнее путешествие. Осколком другого катаклизма был для Набокова «материнский несессер из свиной кожи с монограммой, который мать брала еще в свадебное путешествие и который через полвека вожу с собой: то, что из прежних вещей уцелели только дорожные, и логично и символично».

     Даже немножко жаль, что повальное наступление спортивной моды привело к тому, что аморфная и безразмерная сумка потеснила старый добрый чемодан. Это весьма точный символ исчезновения из нашей жизни прочного каркаса.

 

 

Заведующая музейным отделом «Истоки» МКУК ДК «Кировский»   М.В. Каракьян

Категория: Культура и искусство | Просмотров: 86 | Добавил: kolesnik39