Суббота, 27.07.2024, 15:44
   Главная | Регистрация | Вход
  Приветствую Вас Гость!   

Меню сайта

Календарь

«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Обращения граждан

Фотографии

Мы на Яндекс.Картах

Важные ссылки

Новости района

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обращение к власти

Форма входа

Объявления

Новые постановления

Материалы сессий

Поиск

Полезные ссылки

Хостинг от uCoz

Новости поселения - Культура и искусство

Главная » 2024 » Июль » 19 » Музейные экспонаты. Вертикальная самопрялка с ножным приводом
16:37
Музейные экспонаты. Вертикальная самопрялка с ножным приводом

В традиционной рубрике история о таком музейном экспонате, как прялка. А именно о вертикальной самопрялке с ножным приводом. Прялка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Они пришли к нам из глубокой древности. Самопрялка — это деревянная прялка с колесом. Считают, что появилась в Индии и распространились по Европе. Она состояла из веретена, колеса с ремнем, которое крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к концу веретена, а правая вертит колесо. В 18 веке такую прялку оснастили рогулькой, а в 19 веке к этой конструкции приладили педаль для вращения колеса. Вот так, чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом — самопрялку. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги на педаль привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству. Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы. С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни. Прялка была неизменной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. В литературе или фольклоре трудолюбивую хозяйку чаще всего изображали именно за прялкой, где вручную пряха  скручивала нить из «кудели» — волокна для прядения. Затем из нитей уже ткали ткань и шили одежду. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! С детского возраста юная хозяйка уже начинала готовить себе приданое, по которому сваты судили о мастерстве невесты. Только свадебных рушников она должна была заготовить не меньше пятидесяти. Кроме того, ей нужно было иметь к замужеству около двадцати комплектов одежды, ткани для хозяйственных нужд, постельные принадлежности, скатерти, холсты. Примечательный факт, что во время прядения  рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей. «Слюна придает нитке крепость» —  так говорили пряхи.  Особенно яркими и красивыми были северные прялки: вологодские, поморские, мезенские. В каждом регионе были свои мастера. Вологодская прялка превращалась иногда в целое резное панно.  Считалось, что чем шире у нее лопаска, тем она красивее. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. Все русские  и славянские прялки  выделяются обилием солярных знаков, т.е  обязательно имеют образ Солнца. Так на резных прялках с Русского Севера можно увидеть крупную розетку, издревле символизировавшую солнце, и не случайно сзади лопаски именно в этом месте привязывалась кудель. В народной поэзии лучи солнца именовались золотыми кудрями и золотыми нитями, и прядущая женщина вроде бы из самих солнечных лучиков скручивала свою нить.

   При росписи прялки мастера использовали всего 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Для контуров добавляли черную и белую краску. На прялках часто вырезали или писали краской имя или инициалы владелицы,  украшали поучительными надписями: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Личную, подписанную прялку девушки берегли, считалось, что ее нельзя давать взаймы. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, «заговаривая» пряжу. Вообще с прялкой связаны многие суеверия и обряды на Руси. Существовали и другие традиции, связанные с прядением. Например, в великий четверг девушки и женщины пряли нити левой рукой для каждого члена семьи, такие нити отождествлялись с нитями судьбы. Нити, спряденные в четверг, считались лечебными и, если кто-то в доме болел,  такими нитями перевязывали запястье и ноги. Отсюда в наш язык и вошли эти выражения «нить судьбы», «красной нитью».

    Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Прялка нашла свое отражение в пословицах и поговорках:

« У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

« Какова пряха, такова на ней и рубаха».

« Прялка не Бог, а рубаху даёт».

« Пряха не волк — в лес не убежит».

« Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

« Не ленись прясть, хорошо оденешься».

« Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь».

    Несмотря на технический прогресс, прядение на ручной прялке сохранялось в России вплоть до XX века. Пользуются ими и сейчас. Особенно ручные  прялки популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

Заведующая музейным отделом «Истоки» МКУК ДК «Кировский»

Каракьян Марианна Витальевна

Категория: Культура и искусство | Просмотров: 37 | Добавил: kolesnik39